" Великие достижения - всего лишь результат упорства и настойчивости"
Самюэль Джонсон
Дефектолог в щколе - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Цель деятельности - обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.
Основные направления коррекционной работы с детьми
- Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Формирование пространственно-временных отношений
- Умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений)
- Нормализация ведущей деятельности возраста
- Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
- Готовность к восприятию учебного материала
- Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков
Когда нужно обращаться к дефектологу?
- К дефектологу можно обращаться в тот момент, когда вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности в обучении и развитии и все ваши попытки помочь ему на дают видимых результатов
- Если у вашего ребенка есть различные заболевания (например, ДЦП, тугоухость и др.)
- Если у ребенка стоит диагноз задержка психического развития или умственная отсталость
- Если вы столкнулись с педагогической запущенностью ребенка (это отклонение от нормы в поведении, отставание ребёнка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии)
- Если жизнь ребенка сопровождается психологическими трудностями и проблемами физического развития, важно не бояться обратиться за помощью к специалисту и самостоятельно принять такое решение как можно раньше. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке.
1 класс
- Ребенок не слышит учителя не только на уроках, но и в повседневной жизни
- Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи
- Ходит по классу во время урока; сидит под партой, ест, играет, кривляется и т.п.
- Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе
- Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы
- Говорит кратко, очень тихо либо, наоборот, очень громко
- Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма)
- При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает»
- Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.
- Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован
- Отсутствие мотивации, интереса к учебе
- Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево
- Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуется, затрудняется в произнесении сложных слов
- Плохо запоминает учебный материал, стихи, услышанный или прочитанный текст
- Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении
- На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой
- В письменных работах пропускает буквы
- Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»)
- Испытывает трудности при решении математических задач
- Испытывает трудности при пересказывании текста
- Не понимает или путается во временных показателях
- Не умеет ориентироваться в пространственных показателях
- Плохо списывает с доски
- Педагогическая запущенность
2 класс
- Трудности детей в усвоении новых знаний
- Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы
- Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза: любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять
- Дети постоянно переспрашивают
- Часто поднимают руку, а при ответе молчат
- У детей постоянная грязь в тетради
- Дети постоянно забывают дома учебные предметы
- Дети домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо
- Имеют одну или несколько академических задолженностей по предметам
- Не усвоили таблицу сложению в пределах 20, не умеют решать математические задачи
- Не понимает словесную инструкцию
- Педагогическая запущенность
3 класс
- Не умеет решать примеры в пределах 100 и при переходе через десяток, затруднения в решении простых задач
- Не усвоена таблица умножения
- Возникают трудности в учебной деятельности
- Наличие академических задолженностей по основным предметам
- Резкое или категоричное отношение к учебной деятельности при положительном отношении в младших классах
- Педагогическая запущенность
4 класс
- Наличие академической задолженности по одному или нескольким основным предметам
- Оставлен на повторное обучение в одном из классов
- Не усвоена таблица умножения, не умеет решать задачи и примеры в пределах 1000
- Послоговое чтение
- Не умеет работать с различными единицами измерения и переводить из одних единиц в другие
- Педагогическая запущенность