МОУ "СОШ №5"
г. Приозерск
  • Помощь учителя-дефектолога

    Доновская Татьяна Васильевна.
    учитель-дефектолог

    " Великие достижения - всего лишь результат упорства и настойчивости"

    Самюэль Джонсон
     

    Дефектолог в щколе - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

    Цель деятельности - обеспечить наиболее    успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка  с  ограниченными возможностями здоровья,  тем  самым  повышая возможности  его успешного включения в жизнь общества. 

    Основные направления коррекционной работы с детьми

    • Сенсорное и сенсомоторное развитие
    • Формирование пространственно-временных отношений
    • Умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений)
    • Нормализация ведущей деятельности возраста
    • Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
    • Готовность к восприятию учебного материала
    • Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков

     Когда нужно обращаться к дефектологу?

    • К дефектологу можно обращаться в тот момент, когда вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности в обучении и развитии и все ваши попытки помочь ему на дают видимых результатов
    • Если у вашего ребенка есть различные заболевания (например, ДЦП, тугоухость и др.)
    • Если у ребенка стоит диагноз задержка психического развития или умственная отсталость
    • Если вы столкнулись с педагогической запущенностью ребенка (это отклонение от нормы в поведении, отставание ребёнка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии)
    • Если жизнь ребенка сопровождается психологическими трудностями и проблемами физического развития, важно не бояться обратиться за помощью к специалисту и самостоятельно принять такое решение как можно раньше. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке.

    1 класс

    • Ребенок не слышит учителя не только на уроках, но и в повседневной жизни
    • Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи
    • Ходит по классу во время урока; сидит под партой, ест, играет, кривляется и т.п.
    • Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе
    • Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы
    • Говорит кратко, очень тихо либо, наоборот, очень громко
    • Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма)
    • При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает»
    • Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.
    • Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован
    • Отсутствие мотивации, интереса к учебе
    • Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево
    • Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуется, затрудняется в произнесении сложных слов
    • Плохо запоминает учебный материал, стихи, услышанный или прочитанный текст
    • Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении
    • На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой
    • В письменных работах пропускает буквы
    • Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»)
    • Испытывает трудности при решении математических задач
    • Испытывает трудности при пересказывании текста
    • Не понимает или путается во временных показателях
    • Не умеет ориентироваться в пространственных показателях
    • Плохо списывает с доски
    • Педагогическая запущенность

    2 класс

    • Трудности детей в усвоении новых знаний
    • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы
    •  Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза: любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять
    • Дети постоянно переспрашивают
    • Часто поднимают руку, а при ответе молчат
    • У детей постоянная грязь в тетради
    • Дети постоянно забывают дома учебные предметы
    • Дети домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо
    • Имеют одну или несколько академических задолженностей по предметам
    • Не усвоили таблицу сложению в пределах 20, не умеют решать математические задачи
    • Не понимает словесную инструкцию
    • Педагогическая запущенность

    3 класс

    • Не умеет решать примеры в пределах 100 и при переходе через десяток, затруднения в решении простых задач
    • Не усвоена таблица умножения
    • Возникают трудности в учебной деятельности
    • Наличие академических задолженностей по основным предметам
    • Резкое или категоричное отношение к учебной деятельности при положительном отношении в младших классах
    • Педагогическая запущенность

    4 класс

    • Наличие академической задолженности по одному или нескольким основным предметам
    • Оставлен на повторное обучение в одном из классов
    • Не усвоена таблица умножения, не умеет решать задачи и примеры в пределах 1000
    •  Послоговое чтение
    • Не умеет работать с различными единицами измерения и переводить из одних единиц в другие
    • Педагогическая запущенность

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике